Alexander Militsky (sanches) wrote,
Alexander Militsky
sanches

Category:

То, что вы хотели знать про Крым

КДПВ:



По поводу предстоящего выезда - я получил некоторое количество вопросов как от людей, заинтересовавшихся этим предприятием, так и от тех, кто еще не был в Крыму, или был там давно, или не в сезон, или в других его районах и с другой программой. Чтоб по сто раз не вставать, - попытаюсь обрисовать наиболее важные подробности.



1. Дорога.

Понятно, что на вкус и цвет все фломастеры разные. И понятно, что многое зависит от того, - из какого города добираться, и куда именно в Крыму нацеливаться. Но если вы едете из Москвы в восточный Крым, добираться самолетом совершенно не стоит, и дело даже не в деньгах. Вы ничего не выиграете по времени, и сильно проиграете в комфорте, не говоря уже о таких вещах, как ограничения на вес провозимого багажа и т.п..

Если вы летите самолетом из Москвы, на дорогу до аэропорта придется зарезервировать минимум полтора часа. А лучше два, - если отправитесь не "Аэроэкспрессом", а на такси или автобусе, - пробки на Ленинградке по пути к тому же Шарику способны сильно испортить жизнь. В аэропорту надо быть часа за полтора до вылета - зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, пройти пограничный контроль и контроль безопасности, потомиться в стерильной зоне. Потом пара часов в воздухе. После приземления на погранконтроль и получение багажа уйдет еще час, а то и полтора. Итого вы в дороге уже шесть или семь часов, а находитесь еще довольно далеко от цели. Чтобы добраться до окрестностей Феодосии, можно взять такси, - они в Крыму по московским меркам дешевые, но две сотни километров - это две сотни километров. Тогда у вас есть шанс добраться до места за два или три часа. Или добираться на перекладных, - сперва от аэропорта до Симферополя, потом искать там нужный автовокзал, ждать рейсового автобуса до Феодосии, а оттуда искать способ добраться до нужной точки, - это может занять еще часа четыре или даже пять. В общем, выехав из дома утром, вы добираетесь до пункта назначения достаточно поздно вечером. При этом сам процесс дороги представляет собой постоянные "качели": ждешь - бежишь, ждешь - бежишь, ждешь - бежишь, что лично меня, например, довольно сильно выматывает. Скорее всего, после заселения сил уже ни на что не останется, и ритуальное купание придется отложить до утра, так что с момента выхода из дома до встречи с морем пройдут целые сутки.

С другой стороны, отправляясь поездом, вы садитесь в вагон в центре Москвы, - и расслабляетесь. Можно смотреть в окно, отсыпаться, читать, беседовать, играть в преферанс, петь песни, дегустировать купленное на каждой станции местное пиво и т.п., - особенно хорошо все это делать, отправившись в поездку хорошей компанией. Через сутки пути вы выйдете из поезда прямо на пляж (вокзал в Феодосии находится на берегу, в сотне метров от полосы прибоя), где можно будет тут же искупаться, а до любой нужной точки вы доберетесь за час или быстрее автобусом, маршруткой или такси. А до Коктебеля и Курортного частенько ходят экскурсионные катера, причал которых расположен, опять-таки, в сотне метров от вокзала. Если вам повезло, и катер в этот день есть, - можно устроиться на верхней палубе, открыть бутылочку винца и получить максимум удовольствия от процесса дороги.

Отправляться самолетом в обратный путь я бы рекомендовал еще меньше. Во-первых, много в багаже не увезешь, а бутылки с вином весят довольно прилично. А во-вторых, аэропортовая милиция на вылете в стерильной зоне занимается конвейерным вымогательством. По моей оценке, до половины возвращающихся домой наших сограждан вынуждены платить дань под угрозой снятия с рейса. Это не очень обременительно в финансовом плане, - аппетиты у шакалов невелики, - но очень и очень неприятно.


2. Деньги.

Стандарты жизни, привычки и аппетиты у всех разные, - финансовые возможности тоже. Можно снять номер в отеле с бассейном и кондиционером, а можно поставить палатку на берегу; можно питаться в ресторанах, а можно варить кашу на примусе; можно ездить по побережью на рейсовых автобусах, а можно на такси. Поэтому могу дать только общие ориентиры. В прошлом году за две недели я потратил практически ровно 40 тыс. руб.. Жилье, правда, снимал недорогое у знакомого много лет хозяина, - но питался исключительно в кабаках, не глядя на цены; несколько раз мотался на такси в Судак и обратно к стоматологу (там 40 км в один конец, плюс полтора часа ожидания, - мне это обходилось от 600 до 800 рублей на наши деньги за все), ездил на экскурсии и ходил на дегустации, угощал знакомых хорошими винами и пил их сам, - да и в Москву в двух рюкзаках привез бутылок столько, сколько сумел унести. Т.е., при желании, можно было бы уложиться и во вдвое меньшую сумму, если быть чуть скромнее в аппетитах.

Везти с собой рубли или доллары - в принципе, пофиг. Доллары обычно чуть выгоднее по кросс-курсу, зато рубли легче дробить на мелкие суммы. В поезде и на станциях рубли весьма охотно принимают как на российской, так и на украинской территории, а вот сдача у них бывает далеко не всегда, - так что имеет смысл заранее запастись десятками и полтинниками.

Самый выгодный курс предлагают менялы, ходящие по вагонам между Запорожьем и Джанкоем, но их услугами я бы пользоваться не рекомендовал, - слишком уж часты попытки кинуть клиента (как правило, обсчитать, пользуясь непривычностью вида купюр, или подсунуть фальшивые). В официальных обменниках на вокзальной площади в Феодосии курс, как правило, вполне вменяемый, и нет смысла выгадывать на грош пятаков ценою приключений для своей задницы. В КырПыре на рынке у моста стоит меняла (много лет один и тот же), - у него курс чуть хуже, но ровно настолько, чтобы из-за этой разницы абсолютно не было бы смысла ехать менять деньги в Феодосию.

В большинстве заведений, где реально придется тратить деньги, - банковские карты к оплате не принимают. Однако банкоматы в крупных населенных пунктах есть, - правда, курс конвертации там не самый выгодный, да еще и комиссию за выдачу наличных берут. Поэтому карту имеет смысл взять с собой в качестве НЗ, но ориентироваться лучше на то, что основную сумму везти с собой кэшем. Банк лучше заранее предупредить о смене географической локации, - известны случаи, когда внезапные операции, проведенные из другой страны, некоторыми банками рассматривались как подозрительные, что приводило к блокировке карты.


3. Одежда и обувь.

Погода в конце июля - начале августа там обычно стоит такая, что основной одеждой являются футболка и шорты. Лучше, если они будут светлых тонов: темная одежда ощутимо сильно греется на солнце, и в ней очень жарко. Крайне рекомендуется головной убор, желательно светлый. На случай дождя надо иметь с собой ветровку; на случай кратковременного похолодания или шторма - джинсы и шерстяной свитер.

Из обуви следует иметь удобную обувь с задниками (берцы либо кроссовки) и пару пляжных шлепанцев.

Можно взять купальник, - хотя там масса мест, где в нем совершенно нет необходимости.

Больше ничего, строго говоря, там не нужно, - если, конечно, вы - не провинциальная ПТУшница, намеренная вечерами дефилировать по набережной на шпильках, в лосинах и люрексе.


4. Прочее снаряжение.

Солнышко там очень, очень сильное для непривычных жителей более северных широт, - так что стоит озаботиться о солнечных очках и креме для загара.

Для походов, поездок и прочих путешествий рекомендуется иметь небольшой рюкзачок (т.н. "городской" либо тактический), куда влезли бы ветровка, аптечка, нож, фотоаппарат, ноутбук, зарядки, баллон с водой и прочие мелочи. Особенно это актуально, если вы останавливаетесь не в гостинице или на частном секторе, а в палатке, - в этом случае ценные вещи лучше носить с собой. Для документов, билетов и денег удобна поясная сумка.

Фляга для воды является совершенно излишним предметом, - использовать для питья водопроводную воду я бы не рекомендовал, лучше покупать минералку в пластиковых бутылях. А вот бурдюк для вина - штука довольно удобная: он, в отличие от стеклянной бутылки, ничего не весит, а главное - вино в нем долго остается прохладным.

Ночи на юге очень темные по сравнению со средней полосой России; темнеет там рано и очень быстро, - так что настоятельно рекомендуется иметь при себе электрический фонарик.

Если есть вероятность ночевки в Лисьей бухтеили где-то еще вне поселков (а оно того стоит), - лучше иметь с собой пенку и спальник. Палатка, строго говоря, не обязательна, - скажем, в прошлом году я, при наличии палатки, так ни разу в ней и не заночевал, - было душно и жарко. Расстилал пенку у полосы прибоя и счастливо засыпал под звездным небом, слушая волны. А если с погодой и не подфартит, - место в палатке или хотя бы под тентом найти можно всегда. А вот бросать кости на влажную гальку, остывающую к утру, я бы не советовал, - радикулит и ревматизм еще никому не доставили удовольствия.

А вот с ножами я бы посоветовал быть поаккуратнее: мало того, что украинское законодательство намного строже на эту тему, чем российское, - а и местные правоохранители не упустят случая слупить с вас побольше денег, попутно обзаведясь новой игрушкой. Вы в чужой стране (увы Никите Сергеичу), тонкостей законодательства которой не знаете; российский консул далеко в Симферополе, а качать права имеет смысл лишь в случае, если вас заведомо не интересует результат. Более продажной, коррумпированной, прогнившей и беспринципной полиции я не видел ни в одной стране мира; наши "оборотни в погонах" на этом фоне являются безупречными образцами неподкупности и служения долгу. В обычной курортной жизни, конечно, шансы с этим столкнуться практически нулевые, - но вот на вокзалах и автостанциях уже возможны варианты, а в аэропорту Симфи при отлете - вас примут с 200% вероятностью. Ограничьтесь коротеньким складничком формата "бутылку открыть и колбаску порезать". С травой и прочим подобным связываться тоже не рекомендую: если не продадут под видом травы резаный можжевельник (старая джанкойская хохма, многие знакомые купились), - то наведут ментов почти наверняка (таким образом, за траву вы заплатите дважды - дилеру и ментам, - а сам товар у вас изымут и запустят в оборот по-новой).

За всю свою жизнь я ни разу (в скобках, прописью: ни разу) не платил взяток на территории СССР или Российской Федерации. То есть вообще. А вот в юрисдикции нынешней Украины я был вынужден это сделать четырежды, - притом, что суммарно провел на ней на три порядка меньше времени. Из этих случаев дважды - на отлете в аэропорту Симфи. Отдельное, впрочем, моральное удовлетворение было получено, когда с меня вымогнули 500 российских рублей, а у меня не было нужной суммы в купюрах меньше тысячи. Товарисч милицанер метнулся гоголем за разменом и принес сдачу. От комментариев насчет т.н. "украинской государственности" воздержусь, чтобы никого ненароком не обидеть. Ограничусь мыслью, что, чтобы быть хотя бы "банановой республикой", - надо, как минимум, выращивать бананы.

Если в складничке нет штопора, - рекомендуется иметь его при себе в виде отдельного девайса. Пригодится. Очень пригодится. Серьезно.

Ну, - и личная просьба к курильщикам: пожалуйста, прихватите с собой карманную пепельницу, чтобы не загаживать прекрасные места бычками. Пепельницы-брелки продаются в московских подземных переходах рублей по 100; более удобная и вместительная модель есть в табачках "Ашана" и стоит там около 70-ти рублей.


5. Связь.

Если предполагается массово общаться с кем-то из местных, или же поддерживать контакт с бродящими по тем же краям друзьями, - имеет смысл купить местную симку, чтобы не платить за роуминг. Это недорого, и никаких документов не требуется.

Бесплатный WiFi есть во многих отелях, - если что, можно устроиться на лавочке поблизости. Еще практически вся территория восточного Крыма хорошо покрыта беспроводным доступом от Smile, - 3G там, правда, далеко не везде, но EDGE ловится вполне честно; для почты, веба и IM вполне сойдет. Правда, потребуется беспроводной модем (годятся ли аналогичные модемы от наших операторов, врать не буду, - не знаю, не проверял).



Вроде, обо всем наиболее существенном рассказал. Если будут вопросы, - вэлкам.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments